Восприятие, основные характеристики

Восприятие основные характеристики

Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно оно наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т. д.) преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов — образы.

Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения). Можно наблюдать, как способы обследования объекта упрощаются и восприятие ускоряется за счет уменьшения числа и сплавления в комплексы двигательных компонентов. Меру этого упрощения некоторые исследователи рассматривают как основу эстетического восприятия. Они считают, что объект эстетически приятен пропорционально той легкости, с которой может быть схвачен (воспринят). Таким образом они объясняют воздействие на человека ритма, пропорций, золотого сечения и т. п.

Внешняя среда воспринимается нами под «углом зрения» наших потребностей, интересов, под давлением необходимости выбирать адекватную форму поведения. Для голодного человека такие различные предметы, как яблоко, хлеб или колбаса и т. п., эквивалентны, потому что все они обеспечивают утоление голода, а для водителя автомобиля знаки железнодорожного переезда или пешеходного перехода эквивалентны в том смысле, что вызывают снижение скорости. Голодный видит мир иными глазами, чем влюбленный; водитель автомобиля замечает то, что ускользает от внимания пешехода, а архитектор получает другие впечатления при прогулке по незнакомому городу, чем врач. Все они воспринимают в первую очередь то, что соответствует их интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней.

Привычный мир — лишь описание, программа восприятия, которую другие закладывают в сознание человека с самого детства. Каждый встречный для ребенка — учитель, который учит понимать, интерпретировать увиденное. Ребенок начинает воспринимать мир в соответствии со сформированным и заложенным в его сознание описанием. Для него реальность — это поток интерпретаций (сначала чужих, впоследствии своих) чувственно воспринимаемого. Однако любая, даже непосредственная интерпретация может оказаться ошибочной, поскольку она видоизменяется под влиянием любви, ненависти, страха. Это можно иллюстрировать реальным случаем.

У женщины был болезненный страх перед собаками (фобия). После ее излечения она пошла в гости к подруге, где была собака. Когда она вошла, то была поражена: ей показалось, что собака стала намного меньше. Она сказала: «Боже мой! Что стало с твоей собакой? Она усохла!» Вот уж правда, что «у страха глаза велики».

К основным характеристикам восприятия относят:

  • константность
  • предметность
  • целостность
  • обобщенность.

Константность — это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако нам знакомые предметы кажутся неизменной величины вне зависимости от этого расстояния (в определенных пределах). Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Она проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Фигура — это то, что проясняется постепенно, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства, опустошая тем самым фон. Когда взгляд скользит по фигуре, возвращаясь к ней от различных особенностей фона, фигура становится все более ясной и целостной. При этом вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна (предмет) — воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, другая (фон) — как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета в неограниченном поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру — образ предмета, и фон — образ окружающего предмет пространства. Вследствие такого расчленения предметность сохраняет некоторую независимость восприятия от фона, на котором выступает объект.

Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое были впервые сформулированы Вертхаймером.

Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга, по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т. е. обладающие симметрией или периодичностью.

Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимается целостно — как единый движущийся объект. (Это правило применимо и тогда, когда объекты неподвижны, но движется наблюдатель.)

Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Еще одной важной характеристикой образа является обобщенность. Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом воздействии на образ класса отражается влияние языка (включающего общечеловеческий опыт) и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму индивидуально закрепленного Образа Мира, лично обобщенной схемы действительности.

При этом процесс поступления информации в память носит избирательный характер. Фиксируются не все впечатления, а только те из них, которые значимы для управления поведением. В конечном счете эти впечатления интегрируются и хранятся в памяти не изолированно друг от друга, а в виде некоторой целостной структуры, в которой отражены объективные взаимосвязи внешних событий. Так и получается, что видимость представляет упрощение реальности.

Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности проявляется в надежности узнавания, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определенной вероятностью можно ожидать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса.

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Свойство обобщенности также изменяется в процессе индивидуального развития.

Это хорошо иллюстрируется на примере людей, слепых от рождения и обретающих зрение в зрелом возрасте. У них отсутствует собственный опыт обобщения зрительных объектов. По данным Грегори, человеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства с помощью осязания по системе Брайля, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова. С учетом этих особенностей уже менее удивительно то, что рассказывал офтальмолог С. Федоров. Несколько лет тому назад институт микрохирургии глаза взялся обследовать Всесоюзное общество слепых. Оказалось, что многим больным можно помочь. Однако среди тех, у кого был шанс после операции впервые увидеть свет 30 человек отказалось от операции. «Мы всю жизнь были слепыми, мы привыкли быть слепыми, как жить зрячими не знаем. Пусть все останется как есть».

Источник: Информационный Архив

Судя по их контенту, этому тексту релевантны статьи:

  1. Какой есть вред от молока и молочных продуктов для человека

    Вас не удивляет тот факт, что человек – это единственное млекопитающее животное (имеется в виду его биологическое тело с его аналогичными, прочим высшим млекопитающим животным, обменными биохимическими процессами), которое употребляет молоко всю жизнь, а не только в период вскармливания матерью грудного ребёнка, как это есть, без исключений, у всех млекопитающих видов в природе?

  2. О молоке и молочных «продуктах» питания — часть вторая

    О молоке и молочных «продуктах» питания — часть вторая. Ответ читателю. Торсунов. Наука и жизнь. Юрий Фролов: "Некий Дмитрий написал мне в Блог следующий текст, под моей статьёй о молоке. Вот статья "Какой вред от молока и молочных продуктов для человека (старая версия)".

  3. М.Ситник Раковая клетка – это кочующая трихомонада. Часть 2

    Раковая клетка – это кочующая по кровотоку человека трихомонада. = Начало текста книги С.П.Куренкова = БОЛЬНЫЕ ВРАЧИ Гиппократ знал, чтО может пациенту навредить, а что – помочь. Поэтому ореол его авторитета распространили на всех врачей поголовно.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.



ИСПОЛЬЗУЙ ТЕХНИКУ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
ПЕРЕЙДИ ПО ССЫЛКЕ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ПОПРОБОВАТЬ.
ЦЕНА ВСЕГО В ОДИН КЛИК!

январь 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Flag Counter ??????.???????