Погружение и свертывание
Проиллюстрируем процессы погружения и свертывания примерами. Как известно, начальные стадии усвоения детьми отвлеченного материала связаны с проговариванием задания вслух — вначале громко, затем шепотом и, наконец, проговариванием про себя. По мере усвоения знаний и автоматизации умственных операций необходимость проговаривания вслух отпадает. Внешнее проговаривание заменяется редуцированной, сокращенной внутренней речью, которая является основой формирующихся умственных действий. При этом внутренняя речь возможна и при максимальном сокращении речедвигательных компонентов.
Принцип погружения дает возможность действовать в воображении. Мысленное выполнение намечаемых реальных действий имеет свои положительные моменты. Во-первых, оно использует идеальную модель результата и, во-вторых, существенно экономит время.
Так, если спортсмен перед сложным упражнением детально его себе представит, то он и выполнит его лучше. Например, тысячи спортсменов в дополнение к реальным тренировкам используют технику вызывания зрительных образов исполнения упражнений для совершенствования своего мастерства и повышения вероятности победы на соревнованиях. В результате они сокращают время реальных тренировок и уменьшают продолжительность совершенствования мастерства. Аналогично и мысленный просмотр операции хирургом или предстоящего полета летчиком улучшает качество последующих действий. Даже у тяжелых больных (например, при параличах) упражнение в мысленном воспроизведении некоторых действий способствует успеху восстановления нервной проводимости.
Таким образом, необходимо иметь в виду, что, во-первых, внутренние усилия — это тоже усилия, предполагающие соответствующую активность, и, во-вторых, переживания и страдания по поводу как реальных событий, так и иллюзорных — это вполне реальные переживания. Проиллюстрируем первое положение на примере одной из буддистских притч.
Два монаха шли по Индии. Несколько дней они провели в глубокой медитации и решили еще некоторое время провести в полном молчании и, конечно, без всяких соблазнов, в том числе без общения с женщинами. Один из них был старик, другой молодой человек. Подойдя к реке,они решили переправиться вплавь. Вдруг из кустов появилась прекрасная молодая женщина. «О благородные монахи! — сказала она им. — Мне очень нужно переправиться на ту сторону, а вплавь я не умею! Что мне делать?» Старик сказал: «Нет ничего проще. Прыгай ко мне на руки и я вместе с тобой переплыву на ту сторону». Молодой монах посмотрел на старого с гневом и возмущением. Тем не менее, женщина согласилась, старик с видимым удовольствием обнял ее и поплыл на другую сторону. Молодой плыл за ними. Добравшись до берега, старший отпустил женщину, и она удалилась, поблагодарив его за помощь.
Монахи молча двинулись дальше. Они шли уже несколько часов, когда младший, который всю дорогу дулся на старшего, негодовал и «шипел», взорвался: «Как ты мог! — закричал он. — Ведь мы договорились молчать и все прочее... а ты!» — «Да, — сказал старший, — я переправил ее через реку и отпустил; на это ушло 15 минут. А ты, если судить по твоему поведению на дороге и твоим выкрикам, нес ее все эти часы! Кто же из нас нес ее дальше, кто больше нарушил запрет?»
Второе положение покажем на истории, рассказанной одним психотерапевтом.
Однажды к нему обратился пациент. У того была навязчивая идея, будто из-за того, что он спал с открытым ртом, к нему в желудок попали две мухи и непрерывно там крутятся. Он был этим так обеспокоен, что даже не в состоянии был сидеть в одной позе спокойно. Он все время вертелся и говорил: «Сейчас они переместились на эту сторону, а сейчас — на эту». Он был почти безумен и, страдая, ходил по врачам, но никто не мог ему помочь, все смеялись и говорили, что он все это сам себе придумал. Но он страдал, и их объяснения не помогали ему.
Наконец, он пришел к этому психотерапевту. Тот прикоснулся к его желудку и сказал: «Да, они там». Пациент почувствовал себя очень счастливым. Он сказал: «Все остальные врачи говорили мне, что не имеют для меня лекарства, и только вы подаете надежду». Психотерапевт подтвердил, что мухи там, и сказал, что вполне может управиться с таким заболеванием. Затем попросил пациента лечь на кушетку, открыть рот, закрыть глаза и сосредоточиться.
Для того чтобы вызвать мух из желудка, требуется произносить великую мантру. Пока пациент произносил про себя предложенную мантру, врач в соседней комнате прилагал усилия для поимки мух. Наконец он поймал их и, поместив во флакон, вернулся к пациенту. Открыв глаза и увидев мух, тот почувствовал себя здоровым и счастливым.
Резюмируя, все высшие психические функции, несмотря на несомненную их специфичность, развиваются по общему пути.
Первоначально они формируются, опираясь на внешние действия, а затем, по мере тренировки, реализуются как внутренние действия без внешних опор. Погружение и свертывание — основные механизмы развития и совершенствования психических функций. Скорость их реализации при этом непрерывно повышается, что существенно улучшает приспособление человека к внешней среде. Понимание механизмов погружения и свертывания дало возможность психологам разрабатывать новые методы обучения.
Источник: Информационный Архив
Хомячковый рай. Уйти и потеряться:
Комментарии к этой заметке больше не принимаются.
ПЕРЕЙДИ ПО ССЫЛКЕ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ПОПРОБОВАТЬ.
ЦЕНА ВСЕГО В ОДИН КЛИК!